Каким правилам поведения учили детей дворян?
4 февраля 1717 года, ровно 303 года назад, свет увидела одна из первых российских книг воспитательной направленности − «Юности честное зерцало». В основе издания − свод правил, которые, по замыслу Петра Первого, были предназначены детям дворян для их обучения этикету и хорошим манерам. Чему учила книга и какие из приведенных в ней советов остаются актуальными и в наши дни – рассказываем в статье.
Авторами «Юности честного зерцала» предположительно являются Гавриил Фёдорович Бужинский (обер-иеромонах флота и будущий епископ Рязанский и Муромский Гавриил) и Яков Вилимович Брюс (сподвижник Петра Первого, генерал-фельдцейхмейстер, а позднее - генерал-фельдмаршал, реформатор русской артиллерии), источниками же − иностранные, в основном немецкие, книги схожего назначения. Есть предположение, что в создании отдельных глав принимал участие и сам Петр Великий.
Писать по-новому, чтить Бога и царя!
В первой части книги представлена новая для того времени азбука и арабские цифры, благодаря чему документ можно считать пособием на пути перехода России от церковно-славянского шрифта к гражданскому на письме и в печати.
Кроме азбуки и новых цифр, в первой части содержатся несколько нравоучительных писем, основным посылом которых стали идеи о том, что Бог и царь − единственные, кого стоит бояться, главные, кого стоит любить, первые, кого стоить чтить.
Приведем несколько отрывков из этой части книги.
О заботливом отношении к родителям
Заботься об отце, когда он станет старым.
О немногословности
Кто меньше говорит, тот знает меньше печали из-за последствий сказанного.
О важности терпения и старания
Ум и терпение − залог успеха.
Наставления на этом не заканчиваются, но больший интерес, на наш взгляд, представляет вторая часть книги, в которой приводятся непосредственно правила поведения и этикета, которым надлежало следовать всем молодым дворянам.
Стоит отметить, что правила поведения для девушек были более четкими и определенными: двадцать добродетелей, некоторые из которых описаны наиболее подробно. Рассмотрим некоторые главы детально.
Глава «Девической чести и добродетели венец»
Девушка должна быть богобоязненной. Об этом свидетельствуют целых 8 пунктов наставлений: любить Слово Божие, охотно ходить в церковь, причащаться, размышлять о своих грехах, молиться, исповедоваться, верить в Бога твердо и без сомнений, носить крест.
Кроме этого, девушка должна:
- быть приветливой («приятность и услужливость с благочестными, но с умыслу не изображать»);
- соблюдать личную гигиену и выглядеть опрятно («в пристойном убранстве себя содержать умеет»);
- быть трудолюбивой («дабы человек из младости привыкал к работе и мысли»);
- быть благочинной («человек все свое злое желание обузданным воздержит, что в устах, что в поступках»);
- быть милосердной («со благонравием сожаление и терпение имеет»);
- быть стыдливой («человек злой славы и бесчестия боится и от явного греха бегает»);
- соблюдать целомудрие («человек без всякого пороку и внутренне душою чисто себя вне супружества содержит»);
- быть бережливой («в настоящем времени тем, что ему бог определил, довольствуется»);
- быть щедрой («человек из собственного своего нищим уделяет»);
- отличаться молчаливостью («охотнее надлежит слушать, а не говорить»).
Согласитесь, большей частью из перечисленных добродетелей не мешало бы обладать и современным девушкам.
Глава «Девическое целомудрие»
В этой главе рассказывается, какими манерами должна обладать благочестивая девица. Вот что предписывалось молодой особе:
Опускайте глаза вниз каждый раз, когда видите добра молодца. Так вы убережете сердце от любовных чар его.
Ваши щеки должны гореть краснотой, ибо целомудрие есть стыд всего грешного и бездуховного («кто от стыда покраснеет, тот нужды не имеет»). А если не стыдно - пейте красное вино с корицей и сахаром. Станет жарко и ланиты обязательно запылают.
Не забывайте про уши! В красноте своей они не должны уступать щекам.
Смеяться, разговаривать, веселиться и петь песни... Лучше просто забудьте об этом. Для той, что хочет замуж, это запретное поведение.
Глава «Девическое смирение»
Описанию этого качества тоже посвящен целый раздел. Однако, в отличие от внешних проявлений целомудрия, смирение − состояние внутреннее, девушка должна «иметь сердце человеческое, любящее».
Смирение приравнивали к великой мудрости, считали ее началом пути к спасению души («кто не высоко поднимается, тот не высоко и падает»; «всегда тебе, Боже, молитва смиренных и уничиженных угодна»).
От юношей смирения тоже в некоторых случаях требовали, чаще по отношению к родителям: их нужно почитать и уважать. Так оно было, есть и будет.
Каким еще правилам поведения должен следовать юноша − об этом говорится в разделе «Показания к житейскому обхождению».
«Показания к житейскому обхождению»
Правила благоразумного поведения и этикета должны были помогать отрокам ориентироваться в любой жизненной ситуации. Во второй части книги немало мудрых советов, которые могут пригодиться и в наши дни: не держать в себе гнев и ярость, не устраивать вражды и ссор, не провоцировать скандалы.
Здесь же приводятся и правила, которые в петровскую эпоху только вводились, а в наше время устоялись как нормы этикета. К примеру, ни один воспитанный человек в современном обществе на людях высмаркиваться и плеваться не станет.
А вот одно из показаний для поведения за столом:
Еще один актуальный совет предписывал больше слушать и меньше говорить.
Свод правил, сформировавший современные нормы поведения
«Юности честное зерцало» не просто книга. Этот свод правил, хотя и распространялся только на представителей дворянского сословия, был очень популярен на протяжении нескольких столетий, выдержал четыре переиздания и во многом сформировал нормы современного этикета. Несмотря на то, что многие из советов, описанных на страницах, потеряли актуальность, отдельные из них стали применяться именно после появления издания и сегодня воспринимаются как должное.