Идиотократия: сколько лет осталось до победы глупости?
В 2006 году вышел фантастический фильм американского режиссёра «Идиотократия», антиутопия о том, как в результате естественного отбора численное превосходство глупых людей над умными стало зашкаливать и что из этого вышло. Сегодня, 14 лет спустя, полный развал нашего мира не выглядит такой уж фантастикой: уровень IQ у молодых людей неуклонно снижается, и некоторые исследователи считают, что этот процесс уже необратим.
По мнению одних, в этом виноват отрицательный отбор по интеллекту (умные люди таки хуже размножаются), другие винят во всем смартфоны. Успеем ли мы переломить тенденцию до того, как средний IQ homo sapiens упадет до уровня умственной отсталости?
Выдающийся учёный Ардалион Токарский считал, что глупость является психиатрическим заболеванием. Он тогда не измерял её никаким IQ, но весьма убедительно доказал в 1896 году на собрании Московского общества невропатологов и психиатров, что между понятиями «неумно» и «глупо» существует разница.
Неумно, говорил он, упасть из окна, заглядевшись на луну; неумно забыть адрес своей квартиры или «сесть на катафалк вместо пролетки», однако это вовсе нельзя назвать глупостью. Это что-то иное, входящее в негативное, очень общее понятие «неумно».
А глупость — понятие положительное, то есть обладающее свойствами, органически присущими этому понятию и именно ему. Какие же это свойства? Отказываясь лаконично определить их, Токарский перечисляет проявления.
Он прежде всего говорит, что глупость — родовое понятие, которое включает в себя ограниченность, безрассудство, легкомыслие, неосмотрительность, бесцельность, нелепость. А сколько ещё деяний подобного рода, говорил Токарский, мы просто «стыдливо и застенчиво именуем другими именами»! Выступает в римском сенате оратор-демагог, поддерживаемый преторианской гвардией. Он обещает заведомо невозможное, сулит невероятное и несбыточное. Ему никто не верит, да, и сам он знает, что врёт, но никто не возражает. «Разве это глупость?» — спрашивает Токарский. Нет, «политика».
Консенсус людей в обществе и компромисс человека с самим собой является, похоже, главным движущим фактором оглупления населения Земли. Мы живём в мире «симулякров» (как назвал этот феномен Жак Бодрийяр), копий без оригинала, которые люди согласны принимать за подлинники и погоню за которыми делать целью своей жизни. Просто потому, что так делают все.
Итак, что же говорят цифры? В прошлом году французский нейропсихолог Мишель Демюрже выпустил книгу «Фабрика экранных идиотов». Автор бьет во все колокола: с 1999 по 2009
год средний IQ молодежи на стыке школы и вуза упал на 3,8 пункта. Мелочь, да, но продлив эту тенденцию на 100 лет вперед, мы получим падение интеллекта до 62. А согласно тесту IQ, уже показатель 70 – это лица с умственной отсталостью (верхняя граница дебильности). Угроза серьезная. Общество, состоящее из таких людей, не сможет поддерживать собственное существование. Некому будет управлять машинами и чинить их, а значит, наша техногенная цивилизация падет. Искусственный интеллект может, конечно, прийти на «помощь», но это может лишь усугубить ситуацию для человека как такого.
Ещё 20 лет назад никто бы не подумал, что XXII век человечество рискует встретить умственно отсталым. Уровень IQ вовсю рос, ведь на протяжении XX века люди считали, что лучший интеллект и знания обеспечивают детям лучшие шансы в жизни и внушали эту идею младшему поколению. Учёные с одобрением наблюдали так называемый эффект Флинна, по имени новозеландского философа Джеймса Флинна, который в 1984 году опубликовал статью «The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to1978» в журнале «Psychological Bulletin», где было написано, что средний IQ жителей США за указанные годы увеличился на 15 пунктов — примерно на 3 пункта за каждое десятилетие. Аналогичные исследования в других странах показали схожие результаты, хоть и разнящиеся по странам. Так, Флинн описал повышение на 20 пунктов IQ голландских призывников с 1952 по 1982 год.
Проведенные после 2000 года исследования показали то, что сейчас называют «обратный эффект Флинна»: рост IQ замедляется, прекращается или даже сменяется спадом. Проведенное в 2004 году исследование данных об IQ норвежских призывников показало, что после середины 1990-х годов рост остановился и сменился небольшим спадом; работы Тисдейла и Оуэна, проведенные в 2005 и повторно в 2008 годах, продемонстрировали, что результаты тестов на IQ датских призывников росли с 1959 по 1979 годы на 3 пункта в десятилетие, за десятилетие 1979—1989 годов выросли только на 2 пункта, за 1989—1998 годы — на 1,5 пункта и за 1998—2004 годы понизились на те же 1,5 пункта.
С чем исследователи связывают разворот тенденции поумнения человечества? Вот что говорит сам Флинн: «Победа визуального восприятия означает, что меньше людей читает длинные романы или книги по истории. Люди живут в пузырьке из настоящего, что делает их более уязвимыми к воздействию подаваемой извне информации – у них просто нет ничего «своего», ничего, что они могли бы противопоставить тому, что им говорят. Улучшение аналитических способностей более не делает вас лучшим гражданином». Блоги, поп-культура, дорогостоящие тренинги о том, как «отложить голову в сторону и вспомнить, что ты тело», люди без образования, находящиеся на вершине социальной пирамиды (Ким Кардашьян, например) – всё это резко сводит желание заниматься своим интеллектом на нет. Быть умным больше не престижно, не обеспечивает превосходства.
До сих пор престижно, впрочем, в нашей стране иметь «симуляцию ума» — диплом о высшем образовании юриста, экономиста, журналиста и т.д. Но приходя на собеседование по устройству на работу, эти люди (выучившиеся «журналистике», к примеру, в Политехе, а «адвокатуре» — в Инфизе) не могут показать своей реальной полезности предприятию. Более того, предприятие не может найти себе подходящего электрика или токаря, или плотника, потому что эти профессии уже практически не выпускают! Обилие «мыльных пузырей» строит такую же «мыльную цивилизацию», тестирование функционеров которых даёт столь ужасающую тенденцию.
Ещё несколько слов о том, что в наше время люди с более низким IQ в норме заводят больше детей. До 1850 года это вообще не было проблемой для нашего человечества. Глупый охотник гибнет чаще умного, а умному крестьянину по плечу прокормить детей в голодный год. Самые обеспеченные классы Британии веками имели примерно вдвое больше детей на женщину, чем рабочий класс. Если у представителя низших классов вдруг и было больше детей, то они, в силу недостаточного питания, имели заметные проблемы со здоровьем, и уже во втором поколении число их потомков падало. После 1850 года плохое питание у детей в развитых странах стало уходить в прошлое даже в бедных слоях, а увеличение доходов населения позволяло прокормить большую семью даже тем, кто не имел высшего образования.
Вся проблема состоит в том, что цивилизация перестала быть реальной, то есть иметь реальные проверочные инструменты для оценки положения дел каждого конкретного человека. Поэтому людям стало много чего «казаться» — в том числе, что они на самом деле умные.
Не в состоянии переварить столь огромное количество информации, которая сыплется на них со всех сторон, люди всё меньше понимают в происходящем – а значит, управлять ими становится всё проще.
Весь вопрос в том, кто этим займётся. Кому понадобится столько идиотов?